top of page
  • Фото автораДмитрий Дейч

Восприятие прежде мышления

Снова и снова убеждаюсь в том, что феномен тайцзицюань не сводится к набору движений, не умещается в рамках искусства жеста или телесного совершенства, и даже не ограничивается навыками управления внутренней энергией. Свойства тайцзи, которые адепт развивает в течении десятилетий, имеют отношение прежде всего к постепенному изменению картины мира. Это происходит в том числе и на уровне восприятия мелких рефлексов, как собственных, так и чужих телесных реакций, ментальных проекций, бытовых ожиданий и самых разнообразных аспектов поведения.


В одном из антропологических трудов Леви-Стросс упоминает о существовании племени аборигенов, которые не могли понять смысла кинематографа – как позже выяснилось, по причине физиологического свойства: они видели расстояния между кадрами так чётко, что череда картинок не складывалась для них в поток, была разрушена иллюзия непрерывности. Нечто подобное происходит после хорошего занятия тайцзицюань: прорехи и пустоты становятся объектом внимания, и – соответственно - рефлексии. Мир перестаёт быть гладким. Скорлупа трескается.


На поверхности сознания – связка историй, которые мы рассказываем себе и друг другу ежемгновенно. Я являюсь собой только потому, что постоянно напоминаю себе о себе. Я – это история меня, сюжет состояния ума, собранный из миллиардов микроисторий, микросюжетов. Я способен сочинить себя в качестве объекта: так мы воспринимаем-сочиняем и себя, и окружающий мир. Вне сюжета, вне оболочки «рассказа» явление исчезает из виду, многие физиологические явления (перильстатику, ток крови) мы упускаем просто потому, что не умеем внятно рассказать об этом.


На другой чаше весов – ум тела, то, что мы по привычке полагаем чем-то абсолютно отличным от себя и поэтому относим к бессознательному.


Мы хотим касаться друг друга - знать друг о друге больше, чем принято. В этом желании нет ничего эротического, вернее, эротическое здесь подчиняется более общей жажде прямого телесного знания. Нечто такое, что принадлежало нам от рождения и было постепенно вытеснено миром "цивилизованного" взросления , миром принудительной гигиены и запрета на непосредственное восприятие.


Возвращаясь к телесному знанию, мы возвращаемся в детство с его избытком энергии, острейшим переживанием настоящего, внезапной лёгкостью и прозрачностью бытия.


На занятиях тайцзицюань из года в год я наблюдаю результат отмены табу на прикосновение незнакомца. Результат столь же впечатляющий, сколь и обескураживающий.


Тайцзи-цюань учит восприятию вне обычного поля «сюжета». Человек обитает и там и тут, но – просто потому, что большая часть его энергии по привычке тратится на выживание, на то, что он полагает происходящим «снаружи», - целостность его восприятия нарушена.


По мере восстановления целостности мы приобретаем важное качество – умение заглянуть за кулисы каждой из наших историй, понимание природы мышления.


Восприятие прежде мышления – это и есть #тайцзицюань.




209 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page